«Имеет целью приготовление штейгеров…»

В середине XIX века в Донбассе быстрыми темпами строились шахты, заводы, внедрялись новые технологии на предприятиях. Развитие горнопромышленного комплекса Донецкого бассейна, наращивание мощностей металлургической промышленности на юге Российской империи требовало все большего количества квалифицированных работников. По мере расширения производства на Луганском литейном заводе, Лисичанском каменноугольном руднике, других горнозаводских предприятиях постоянно возникала необходимость в подготовленных и образованных мастерах и рабочих, что послужило толчком к организации специального горного образования в этом регионе. И 30 августа 1873 года, то есть 140 лет назад, в небольшом шахтерском поселке Лисичанске было открыто первое в Донбассе специальное горное учебное заведение – штейгерская школа.

 

Начало же было положено еще в 1823 году созданием на Луганском литейном заводе заводской школы. В 1834 году была открыта начальная горная школа «при угольных карьерах в Лисичьем Буераке» (современный г. Лисичанск). Уже через три года в ней обучался 41 ученик, из которых 27 мальчиков были сыновьями шахтеров, работавших на Лисичанских рудниках. Но в грамотных рабочих и специалистах нуждался весь развивающийся Донбасс.

 

В 1838 году Луганский завод и Лисичанский рудник посетил начальник штаба Корпуса горных инженеров генерал-майор К.В. Чевкин, который ознакомился с работой горных школ, и посчитал, что их количество для развивающегося региона недостаточно. Свои предложения он отправил в Горное ведомство, которое признало необходимым расширить систему образования в Луганском заводе. В апреле 1839 году было принято «Положение об учебных заведениях Луганского горного округа», которые должны были давать начальное образование детям нижних и рабочих чинов заводского ведомства и «…приготовить способнейших детей к поступлению в высшие учебные заведения». Контингент учащихся был увеличен в Луганской школе до 200 человек, в Лисичанской – до 120. Открылись новые школы в Каменном Броде – на 100 мест и в горном селении Верхнем на 120.

 

В этом же году в Луганске и Лисичанске были учреждены специальные горные училища на 24 учащихся каждое. В них принимали лучших учеников школ, достигших 12-летнего возраста. Срок обучения составлял 4 года. Ученики, успешно окончившие курс, определялись горными и заводскими учениками, чертежниками, помощниками учителей. Таким образом, создавалась учебная сеть Луганского горного округа. Можно сказать, что эти учебные заведения стояли у истоков профессионально-технического образования в Донбассе и на юге России. И хотя просуществовали они сравнительно недолго, опыт их сохранился и был использован в последующие десятилетия.

 

В 60-е годы XIX века по причине снижения спроса на специалистов горного дела были закрыты горные училища, а в 80-е годы эта же участь постигла и начальные горные школы. Они были переданы в ведение Министерства народного просвещения. После их закрытия в Донецком бассейне стала ощущаться нехватка специалистов, которые могли руководить горными работами. На угольные шахты прибывали крестьяне из соседних губерний, не имевшие опыта подземных работ. Их необходимо было обучить безопасным методам работы и контролировать во время прохождения горных выработок и добыче угля. Сама жизнь поставила вопрос о необходимости снова создать в Донбассе специальное горное учебное заведение.

 

Начальник горного округа надворный советник Н. Летуновский обратился в Горный департамент России с ходатайством об открытии в Лисичанске горного училища. Все условия для открытия и функционирования такого учебного заведения в шахтерском поселке были. Здесь находились крупнейшие шахты Донецкого угольного бассейна и казенный чугуноплавильный завод, инженерные кадры которого могли быть использованы для преподавательской работы, а на шахтах можно было организовать полноценную производственную практику учащихся.

 

Государственный совет Департамента государственной экономии 2 декабря 1870 года предписал министру финансов рассмотреть вопрос о возможности «вновь учредить при Лисичанском заводе штейгерскую школу», в которой «…ученики могли бы приобретать практические горные сведения по добыче каменного угля». Несмотря на то, что Н. Летуновский направлял в департамент проект открытия горного училища, то есть среднего учебного заведения, было принято решение открыть штейгерскую школу, которая не давала ученикам среднего образования.

 

Проект устава, положение о Лисичанской штейгерской школе, смета на содержание и штатное расписание были представлены на утверждение императору. О целях открытия школы в Положении говорилось: «…имеет целью приготовление штейгеров, то есть мастеров рудного дела для каменноугольной области Донецкой».

 

В мае 1872 года Александр II утвердил положение, согласно которому школа должна была содержаться на средства казны и состоять в ведении начальника Луганского горного округа под надзором управителя Лисичанского чугуноплавильного завода. Заведующим штейгерской школой назначался один из горных инженеров, который назывался инспектором-учителем. По штатному расписанию в школе должны были работать 9 преподавателей, из которых 5 – с высшим образованием. В совет школы входили все преподаватели вместе с заведующим. Возглавлял его управляющий завода. Ежегодные расходы на содержание школы составляли 10908 руб. В дальнейшем эта сумма была увеличена до 11350 руб.

 

Открытие Лисичанской штейгерской школы намечалось на 1 сентября 1872 года. Однако из-за отсутствия ассигнований закончить переоборудование выделенного под школу здания в срок не удалось. Открытие было перенесено на следующий год.

 

В январе 1873 года был назначен первый инспектор-учитель школы. Им стал горный инженер М.Д. Белоусов, который несколько лет работал смотрителем лисичанских рудников. Он руководил штейгерской школой в общей сложности 7 лет: с 1873 по 1875 годы и с 1881 по 1886 годы. За большой вклад в развитие первого на юге России горного учебного заведения М.Д. Белоусов был награжден орденом Станислава III степени.

 

Инспектор начал свою работу с приобретения учебников и учебных пособий и создания минералогического, физического, геодезического кабинетов. Получив командировку в Санкт-Петербург, он с разрешения министра финансов «принял от смотрителя музеума Горного института коллекцию необходимых минералов для Лисичанской штейгерской школы, а также приобрел разные учебные принадлежности на сумму 2266 руб. 66 коп.». Как гласят документы, 9 марта 1873 г. в распоряжение школы была передана находившаяся при Лисичанском заводе лаборатория со всеми принадлежностями, куплена мебель, физические и геодезические инструменты, основана школьная библиотека. По поручению горного департамента инженер И. Зеленцов привез из Шотландии коллекцию руд, каменных углей и заводских изделий.

 

Первое заседание совета школы состоялось 1 мая 1873 года. На нем рассматривались организационные вопросы, учебные планы, распределялись специальные предметы между преподавателями. 30 августа того же года состоялось торжественное открытие штейгерской школы, ставшее знаменательным событием для всего Донецкого угольного бассейна. На открытие школы из Петербурга прибыли директор горного департамента России В.К. Рашет и руководящий состав Луганского горного округа.

 

С 1 сентября к занятиям в школе приступили 38 учеников, успешно выдержавших испытания: 31 человек в первый и 7 – во второй классы. Это были дети дворян, чиновников, купцов, мещан, сельских обывателей, представители других сословий. Плановый прием учащихся был превышен почти в два раза, что говорило о стремлении молодежи Лисичанска и соседних селений получить специальное горное образование.

 

Занятия в школе начинались в 9 часов утра и продолжались до обеда. После перерыва с 14 до 17 часов проводились практические занятия в мастерских. Летом ученики 2 – 4 классов проходили практику на руднике «Дагмара» и в школьной штольне. Ученики 4-го класса в основном занимались геодезической съемкой. Учащиеся обеспечивались формой специально установленного образца, на пуговицах которой были скрещенные молотки. Сохранившиеся форменные запонки и пуговицы хранятся в Луганском областном краеведческом музее.

 

Преподавали в штейгерской школе образованные, с большим педагогическим и производственным опытом специалисты. Они хотели организовать в Донецком крае учебное заведение, выпускники которого смогли бы создать на юге России мощную угольно-металлургическую базу. Они приезжали в Лисичанск из Петербурга, Харькова, Екатеринослава, Воронежа, других городов и оставались здесь надолго. Многие преподаватели и руководители школы за свой труд отмечались орденами и другими знаками отличия. В профильной печати часто появлялись положительные отзывы специалистов и ученых о работе Лисичанской штейгерской школы. Все это способствовало повышению авторитета школы в Донецком бассейне и за его пределами. Ее посещали известные государственные деятели, ученые, специалисты горнозаводского дела: министр государственных имуществ граф Валуев, директора горного департамента Кулибин, Скальковский, Иосса, начальник горного управления южной России Долинский, известный геолог Л.И. Лутугин.

 

В 1888 году, путешествуя по Донбассу, штейгерскую школу посетил великий русский ученый-химик Д.И. Менделеев. Он ознакомился с учебной программой, побывал на занятиях в классах и штольне. Свои впечатления Дмитрий Иванович описал в статье «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца»: «Лисичанская школа дает именно тот класс практических деятелей, каких вообще мало выпускают наши учебные заведения».

 

Первый выпуск специалистов горного дела состоялся в 1876 году. Было выпущено два штейгера – А.Н. Медведев и П.И. Селиванов. Александр Никифорович Медведев работал геологом-разведчиком в Екатеринославской, Харьковской, Херсонской губерниях. Затем вернулся в Лисичанск и около 25 лет заведовал штольневой шахтой штейгерской школы и руководил практическими занятиями по горному искусству и геодезии. Ему представилась возможность встретиться с Д.И. Менделеевым и рассказать ему о своей теории образования минеральных кристаллов. Дмитрий Иванович высоко оценил работу Медведева и упомянул о ней на международном съезде химиков в Лондоне.

 

Штейгер Павел Иванович Селиванов трудился на шахтах Донбасса. В 1888 – 1890 гг. руководил практическими занятиями учащихся родного учебного заведения. Затем он вернулся в угольную промышленность, писал в газеты и журналы статьи, посвященные развитию шахт и улучшению условий подземной работы горняков. В 1892 году в Харькове вышла его книга «Каменноугольные рудники Донецкого бассейна», содержащая обширные сведения о работе шахт.

 

В 1877 году инспектором школы был назначен Дмитрий Васильевич Данчич. Это было сложное время: в 1872 году закрылся Лисичанский чугуноплавильный завод, почти бездействовали казенные рудники. Поэтому горные инженеры, которые преподавали специальные предметы, часто менялись, финансирование школы сокращалось, что негативно сказывалось на учебном процессе. Дмитрий Васильевич принял ряд мер по улучшению работы школы, прежде всего обеспечив ее квалифицированными преподавателями горного дела и построив в 1880 году школьную штольню, плотницкую и кузнечную мастерские для практических занятий учащихся, передал школе собранную им коллекцию предметов, связанных с горным производством. Около 40 лет Лисичанская школа была единственной из всех учебных заведений горного профиля в России, имевших свою действующую угольную шахту. А до 1878 года – единственным учебным заведением в Донбассе по подготовке штейгеров. Выпускники школы работали во всех угольных бассейнах России.

 

Фотографии преподавательского состава, выпускников нескольких поколений, здания школы, учебных классов и практических занятий размещены в альбоме, изданном к 25-летию со дня открытия учебного заведения. Они хранятся теперь в областном музее. Здесь же можно увидеть орудия труда шахтеров конца XIX – начала ХХ вв., а также кронциркуль выпускника школы И.А. Зайцева.

 

В конце XIX века горнозаводская и каменноугольная промышленность, наука и техника получили значительное развитие, а уровень преподавания специальных дисциплин в Лисичанской штейгерской школе остался на прежнем уровне. Приехавший с инспекцией член Совета министров государственных имуществ тайный советник И.П. Архипов изучил состояние учебного процесса и предложил преобразовать школу в техническое училище штейгеров. Школьный совет на основании этих рекомендаций составил обоснованный проект преобразования и представил его на рассмотрение Горного департамента. Проект предусматривал введение усовершенствованных программ и строительство новых зданий и мастерских.

 

В начале ХХ века для расширения Лисичанской штейгерской школы было построено два здания мастерских, сделана пристройка к главному корпусу для химической лаборатории, устроено центральное отопление. Однако этого было недостаточно, так как в школе изначально рассчитанной на 40 учеников, в 1910 – 1911 учебном году обучалось 145 человек.

 

Вопрос о реформировании штейгерской школы в горное училище неоднократно обсуждался на Съездах горнопромышленников Юга России и собраниях Общества взаимной помощи штейгеров и горных техников. К такому же мнению пришло и Министерство торговли и промышленности, которому подчинялась школа. В 1912 году оно направило в Государственную Думу проект закона о преобразовании штейгерской школы в горное училище, которое будет готовить техников для нужд горной и горнозаводской промышленности. Начало предполагаемых преобразований — с 1 июля 1914 года. Рассмотренный Думой проект не был осуществлен. Этому помешала начавшаяся в июле 1914 года Первая мировая война. Только через два года законопроект о штейгерской школе был одобрен. Однако из-за финансовых трудностей его ввод в действие был перенесен на апрель 1917 года. Но революционные события того периода помешали осуществить эти планы. В мае была выпущена последняя группа штейгеров, а следующие три года школа не работала. Возобновила она свою деятельность в 1920 году уже как горное училище.

 

С начала своей деятельности с 1873 по 1917 годы Лисичанской штейгерской школой было подготовлено 729 штейгеров, составивших основу технического персонала Донбасса. Выпускники школы работали на рудниках Донецкого бассейна и горных предприятиях других угледобывающих регионов России, где зарекомендовали себя высококвалифицированными специалистами горного дела.

 

Лариса ПОХОДЕНКО, заведующая отделом Луганского областного краеведческого музея.

«Наша газета», сентябрь 2013 года.