Инженер Луганского завода Иван Августович Тиме

Выдающийся  инженер  Иван  Августович  Тиме  на Луганском литейном заводе проработал  несколько лет. Он родился 11 (23) июля  1838 года в семье врача Златоустовских горных заводов, расположенных на Урале, Августа Ивановича Тиме, выходца из Саксонии.

 Родители стремились дать своим детям хорошее домашнее образование. Отец учил детей математике и физике, а мать – иностранным языкам и музыке. В 1851 году Иван поступил в Институт Корпуса горных инженеров – военизированное элитарное учебное заведение закрытого типа. В 1858 году молодой человек окончил обучение с малой золотой медалью, будучи по успеваемости третьим среди однокурсников. Выпускник получил звание инженера-поручика и был направлен служить на Уральские заводы под начало Фёдора Ивановича Фелькнера, который до этого, с 1847 по 1853 годы, был горным начальником (директором) Луганского завода.

 Молодой инженер начал специализироваться на механике. А в 1859 году его назначили смотрителем Васильевского прииска Березовских золотых приисков. Впоследствии инженер сменил несколько мест службы. В 1862 году Иван Тиме стал механиком Екатеринбургского горного округа. А с 1863 по 1866 год был в командировке в странах Западной Европы, изучая передовой опыт машиностроения. Вернувшись на родину, инженер спроектировал паровой молот (поршневую машину ударного действия) для Луганского завода. Этому паровому молоту была посвящена одна из статей в специализированном инженерном издании «Горный журнал»:

 «У нас в России, где железное дело начинает только правильно развиваться, изучение паровых молотов составляет предмет первой важности. При водворении же механического производства паровые молота неминуемо должны получить огромное применение; да без них и сама постройка машин едва ли может быть успешна. Вследствие этого, мне кажется, не лишнее будет представить описание парового молота в 21/2 тонны, выстроенного на луганском заводе для пудлинговой фабрики. Тем более, это описание может иметь интерес, что молот едва ли не один из первых молотов, приготовленных вообще на русских заводах. Молот выстроен своими средствами по проекту русского инженера г. Тиме русскими мастерами, и вот уже скоро два года, как он действует с большим успехом».

 В 1867 году Иван Тиме был одним из делегатов на Всемирной выставке в Париже. В 1868 году его назначили на Луганский завод для разработки и изготовления механизмов. Иван Августович руководил производством оборудования для Лисичанского чугуноплавильного завода. Этот завод строили в 1866–1870 годах для того, чтобы производить чугун из местного сырья, поскольку чугун для Луганского завода привозили с Уральских заводов. Под руководством Ивана Тиме создавались воздуходувные машины для доменной печи Лисичанского завода, пять паровых котлов для домны и водопровод с тремя паровыми насосами. Для транспортировки оборудования по Северскому Донцу построили специальный пароход «Лисичанск». Всё оборудование устанавливали и запускали под руководством самого инженера. Впоследствии Иван Августович с теплотой вспоминал время, проведённое на Луганщине:

 «Имея случай в течение двух лет руководить постройкой машин для Лисичанского завода, мы сохранили самые прекрасные воспоминания о рабочих Луганска и Лисичанска, многие из которых по благородству и усердию, по знанию дела были настоящие джентльмены».

 В 1870 году Иван Тиме покинул Луганский завод. Он был назначен профессором кафедры прикладной механики Горного института в Санкт-Петербурге. Посвятив себя научной работе, Иван Августович постоянно посещал предприятия Донецко-Криворожского бассейна для изучения проблем горной промышленности. Результатами исследований учёного стали его труды «Южнорусские горные заводы» (опубликовано в 1893 году), «Очерк современного положения горнозаводского дела в Донецком бассейне» (опубликовано в 1898 году) и другие. Для работы со студентами профессор стал собирать модели машин, которые по сегодняшний день экспонируются в музее Санкт-Петербургского национального минерально-сырьевого университета (так в настоящее время называется Горный институт).

 Иван Тиме ставил своей целью подготовку российских инженерных кадров. Он отрицательно оценивал то, что на крупнейших промышленных предприятиях, принадлежавших иностранным инвесторам, отдавали предпочтение заграничным специалистам: «Нередко выбывающие русские инженеры, весьма знающие и опытные, заменяются иностранцами, часто с весьма сомнительным опытом… – писал наш герой. – Настало время для правительственного вмешательства и урегулирования отношений между русским и иностранным элементом…».

 Весомым был вклад учёного в горноспасательное дело. В 1898–1899 годах на шахтах Макеевки и Горловки произошли страшные аварии, жертвами которых стали десятки горняков. Иван Тиме инициировал создание Горным учёным комитетом Комиссии по изучению причин несчастных случаев и пересмотра правил проведения горных работ. Иван Тиме занимался также теоретической разработкой вопросов охраны труда на шахтах и металлургических заводах. Итоги исследований отражены в трудах Ивана Августовича: «Спасательные артели при каменноугольных рудниках» и «Отчёт о несчастных случаях с рабочими на рудниках и горных заводах», увидевшие свет в 1899 и 1900 годах.

 В 1914 году профессор Иван Тиме вышел на пенсию и переехал на Харьковщину, в пригород Изюма. В начале 1920 году ходатайствовать за него стал Максим Горький. Свое заступничество он объяснял выдающимися заслугами Ивана Августовича: «Профессор Тиме – один из старейших русских ученых, автор многочисленных сочинений научно-технического характера, педагог, давший государству из своих учеников не одну сотню специалистов по горнозаводскому делу». Профессор возвратился в Петроград – и устроился на работу в Петроградский научно-технический отдел Всероссийского совета народного хозяйства. 5 ноября  1920  года Иван Тиме скончался.

 Михаил Гаухман,

ведущий научный сотрудник

Луганского областного краеведческого музея.

2013 год