Луганск на сломе веков. Часть 3

Культурные заведения

Среди культурно-просветительских учреждений «старейшими» в Луганске в начале XX века считались Народная аудитория и Горно-коммерческий клуб.

История открытия Народной аудитории такова. В 1894 г. императором Николаем II был утвержден Устав попечительства о народной трезвости, согласно которому «для ограждения населения от злоупотребления крепкими напитками», попечительства создавались повсеместно. В 1898 г. земством Луганскому обществу трезвости была выделена субсидия в размере 4.500 рублей на устройство Народной аудитории. А осенью 1899 г. она была построена и освящена молебном. Возглавил Луганское попечительство о народной трезвости дворянства С.М. Ильенко.

В Народной аудитории была открыта библиотека-читальня, организован самодеятельный оркестр, приглашались лекторы из Харькова и Екатеринослава для обзора текущих экономических и политических событий. Так, доктор философии Г. Полонский рассказывал об Андрееве, Горьком, Лассале, а И.А. Боголюбов, который стал позже актером МХАТа, помогал ставить спектакли драматическому кружку и одновременно сам принимал участие в них.

Старейшим клубом в Луганске был Горно-коммерческий на Петербургской улице в доме Жумасовой. Осенью 1912 г. он перекочевал в новое здание на улице Пушкинской (на месте нынешнего ДК железнодорожников). Здесь был прекрасный зал, библиотека, бильярдная, буфет, комнаты отдыха. С большим успехом на сцене Горно-коммерческого клуба проходили оперетты «Граф Люксембург», «Веселая вдова», «Жрица огня» и другие.

Довольно часто ставились благотворительные спектакли — в пользу нуждающихся учащихся городских гимназий, в пользу семей, призванных на фронт в годы первой мировой войны. Цена билетов — от 85 копеек до 3 рублей 55 копеек, ложи — от 7 рублей 80 копеек до 10 рублей.

В выходные и праздничные дни луганчане отдыхали в садах — Горно-коммерческом и Общества взаимопомощи. В обоих садах играли оркестры, бойко торговали буфеты — сладостями, пирожными (эклер стоил 3 копейки), закусками ветчина, сыры, рыба. Сад служащих завода Гартмана находился далеко за городом и посещался мало. Ботанический сад, славившийся раньше богатейшей растительностью, был запущен, и в настоящее время уже не существует.

К числу культурных заведений можно отнести и фотомастерские, поскольку фотомастер был тогда и художником, и летописцем города. Ведь люди считают необходимым запечатлеть своих близких в раннем детстве, по окончании школы, в день бракосочетания, рядом с ануками и правнуками. Такими «летописцами» Луганска в начале XX века были Матусовский Л. (ул. Петербургская), Чуюн (ул. Пушкинская), Юхнов Г. и Уманский (ул. Казанская). На картонных полях фотографии щедро были оттиснуты золотые медали, якобы полученные на художественных выставках Парижа и Вены. Это были и крохотные фотографии для документов, и портреты почти в натуральную величину.

Библиотект

В начале XX века в Луганске работало 6 библиотек:

— горно-коммерческого клуба (нынешний Д К железнодорожников);

— профессионального клуба (на ул. Почтовой);

— завода Гартмана (для своих служащих);

— земская библиотека для служащих в земстве (самая большая из всех);

— патронного завода (э-д им. Ленина);

— частная библиотека госпожи Хмельницкой.

Все перечисленные бесплатные библиотеки обслуживали свой замкнутый круг читателей, единственная из них публичная платная — это частная библиотека госпожи Хмельницкой, которая в основном состояла из книг для «легкого чтения».

Существовала бесплатная земская народная читальня-библиотека в Гусиновке, содержащаяся на субсидии земства, городского управления и заводоуправления Гартмана. В течение 10 лет она обслуживала читателей благодаря бескорыстному энтузиазму И.Н. Беспечного, А.А. Певцова, П.З. Чистяковой, которые работали в библиотеке бесплатно. Когда в 1906г. заводоуправление Гартмана открыло собственную библиотеку, то земская народная читальня Оказалась в критическом положении. Тогда заведующий библиотекой И.Н. Беспечный обратился в городское управление с ходатайством принять в свое ведение и открыть городскую общественную библиотеку. Его идея была поддержана городским управлением, и в августе 1907 г. был разработан и утвержден устав городской общественной библиотеки. По уставу библиотека считается открытой после того, как не менее 15 лиц внесут членские взносы. Указанное число лиц внесло их, и городской голова созвал 8 октября 1907 г. первое общее собрание членов городской общественной библиотеки. На собрании был избран председатель (А.С. Агапова) и члены правления библиотеки. Положение библиотеки в первые годы ее работы было очень затруднительным; она не могла привлечь читателей богатым книжным материалом, кроме того правила пользования книгами в ней были строже, чем в других библиотеках: кроме абонементной платы и залога, требовалось возвращение книг в срок, брались штрафы за просрочку и порчу книг. При библиотеке работал бесплатный кабинет для чтения на 15-20 человек. Книги выписывались из Москвы и Петербурга, закупались в антикварных магазинах. Какие же авторы пользовались у читателей повышенным спросом? В 1907-1910гг. пальму первенства прочно удерживала А.А.Вербицкая, оставившая далеко позади Толстого, Гоголя, Пушкина, Дюма, Мопассана. Детские книги почти все были нарасхват, так как их количество было невелико. Любимыми детскими авторами были Д.Дефо, Б.Житков, Ф.Бернетт, Э.де Амичис.

Театральная жизнь

До 1922 г. в Луганске не было профессионального театра. Частично театральная жизнь города конца XIX — начала XX веков освещена в интереснейших воспоминаниях народного артиста РСФСР Л.М. Прозоровского. Он начинал свою деятельность в театре в середине 90-х годов XIX века в качестве актера «на выходах» в мелких провинциальных антрепризах, а закончил в Малом театре, режиссером которого он был с 1923 г. до конца своей жизни. 8 своих мемуарах он писал: «…на Базарной площади Луганска, постоянно утопавшей в пыли и грязи, стоял большой полуутепленный сарай. Он принадлежал владельцу пекарни Степану Блинову, человеку предприимчивому и оборотистому. По чьему-то совету он пристроил к сараю сцену с артистическими уборными, ближе к сцене устроил 6 лож для местной «аристократии», поставил 18 рядов стульев и даже соорудил балкон на 60 человек. Образовался зрительный зал на 480 мест. И вот в конце сентября 1893 г. в сухой погожий день в городе появились афиши, на которых по ярко-зеленому фону красными буквами было напечатано: «3-го октября, с дозволения начальства, в театре купца Степана Блинова начнутся гастроли товарищества малороссийских артистов при участии всемирно известной артистки Марии Александровны Калины. Для открытия гастролей будет поставлено: «Наталка-Полтавка», оперетта в 3 действиях И. Котляревского. Роль Наталки исполнит М.А. Калина», За час до начала спектакля появились капельдинеры, зажгли лампы, потом появились музыканты и стали настраивать инструменты. Постепенно заполнялась сперва галерка, затем партер. Наконец, в ложах появились городской голова С.К. Лутовинов и «сам» исправник. Когда весь «цвет» города был налицо, на возвышении в оркестре возникла фигура капельмейстера Якова Зиновьевича Корлочевского в черном сюртуке, с нафиксажуаренными усами. Он взмахнул палочкой, и занавес поднялся…» В мае 1894 г. в Луганск на гастроли приехал известный тогда трагик М.Т. Иванов-Козельский. 10 дней гастролей стали для луганчан настоящим праздником. Билеты раскупались нарасхват. Первые 7-8 рядов заполнялись местной аристократией, остальные ряды — чиновничеством и служилой интеллигенцией. Галерку плотно заняли рабочие строящегося патронного завода. Но верховодили на галерке рабочие фабрики Каминера, которые не пропустили ни одного спектакля. Луганчане увидели «Гамлета» и «Короля Лира» Шекспира, «Коварство и любовь» Шиллера. Восторг был общий, но в его выражении соревновались все три основные группы зрителей. На первом же спектакле местная аристократия поднесла гастролеру огромную корзину цветов, внутри которой было несколько бутылок вина. Назавтра примеру аристократии последовали последние ряды партера. А на третьем спектакле, после его окончания, на сцену вынесли специально заказанную полутораметровую корзину цветов с алой лентой, на которой было написано: «От зрителей галерки — товарищеское «спасибо». Так продолжалось в течение всех гастролей.

Кинематографы

В начале XX века большой популярностью

у луганчан пользовались кинематографы. Аппаратуру, «кинематографические ленты» поставляли как заграничные фирмы — братьев Патэ, Гомон, Эклер, так и русские — Ханжонкова, Дранкова и др. Они имели своих представителей в больших городах, продавали и давали напрокат свои картины монопольно на определенный регион. (В нашем регионе представительства были в Харькове, Екатеринославе, Ростове-на-Дону). В 1914 г. в Луганске действовали следующие кинематографы:

«Художественный», «Экспресс» (ул.Петербургская — ныне ул.Ленина), «Эрмитаж» и «Иллюзион» (ул. Пушкинская), кинематограф, Шарапова (на ул.Патронной — сейчас ул.Рабочая).

Недостатка в кинематографических лентах не было, хотя в основной своей массе это были фильмы малохудожественного содержания, дающие хороший кассовый сбор. Такие, например, как «Уходящие из жизни», «Агония славы», «Остров блаженства», «Похищенная Львицей». Но были и научно-популярные фильмы исторического и географического содержания, такие, как «Воцарение Дома Романовых», «Ермак — покоритель Сибири», «Кончина Карла Смелого», «Острова Соломона», «Виды Киева», «Путешествие в страну Солнца», «Ясная Поляна». Экранизированы были и классические произведения русских и иностранных писателей: «Светит да не греет» А.Н. Островского, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Любовь Андрея — сына Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя, «Гамлет» В. Шекспира.

 

Летом 1905 г. в саду колонии завода Гартмана, по инициативе заведующего училищем заводов Гартмана М.Л. Ямпольского, работал летний кинематограф. М.Л. Ямпольский исходил из благородного желании «дать рабочим заводов и их семьям разумное развлечение в это тяжелое и смутное время войны, развлечение тем более необходимое, что самое пагубное развлечение простого люда водка и пиво изъяты из продажи, а пивные закрыты и рабочие в праздничные дни не знают, чем заполнить свой досуг.» Из 125 картин, демонстрировавшихся в течение лета в саду колонии заводов, научно-популярных лент было 74, комедийных — 40, драматических -11. Чтобы поднять интерес у публики к «скучным» научно-просветительским картинам, приглашались артисты: музыкальные эксцентрики, фокусники, балалаечники-куплетисты. которые демонстрировали свои незатейливые номера в антрактах между двумя отделениями картины, имея немалый успех у публики. Цена билетов в таких случаях повышалась на 3 копейки, которые шли в пользу артистов. Максимальное посещение летнего кинематографа было в день его открытия -16 мая. В этот день пришло 1146 взрослых и детей. Но опыт работы кинематографа под открытым небом был неудачным: из-за низких цен на билеты (детский — 7 копеек, взрослый -12), затяжных дождей, а главным образом из-за безбилетников, число которых было порой от 10 до 40%, дефицит в 245 рублей в конечном итоге был покрыт из личных средств господина Ямпольского.

Православные и инославные святыни

Многонациональный состав Луганска предполагал наличие множества вероисповеданий: православие, иудейство, римское католичество, лютеранство, «протестантство, магометанство, были даже старообрядцы. Такое разнообразие вероисповеданий проходит по статистике 1896 г. К 1897 по 1-й Всероссийской , переписи население Луганска составляло: мужского пола — 18.483, женского пола -15.739. По вероисповеданию состав населения разделялся так: 70% православных, 20% иудеев, 4% католиков, 4% лютеран, 2% армяно-григориан. Все они жили, тесно общаясь в мирской жизни и исповедуясь каждый в своей святыне. А их в городе было: 6 православных церквей, 1 православная часовня, 1 еврейская синагога, молитвенные дома — армяно-григорианский, римско-католический, лютеранский. Первой православной святыней нашего города была Петро-Павловская церковь в Каменном Броде. Строилась церковь в 1761г., деревянной. Через 30 лет в 1792 — 1796 гг. на том же месте была построена каменная церковь. Временами достраиваясь и перестраиваясь, церковь эта — трехпрестольная с колокольней, единственная в нашем городе, сохранилась до настоящего времени. При ней была церковно-приходская школа.

В 1821 году на Базарной (Старобазарной) площади была построена деревянная Успенская церковь. В 1830 г. церковь сгорела, и в 1840-1854 гг. была построена новая каменная церковь. Ее строительство способствовало переименованию Базарной площади в Успенскую, а значительно позднее, к 1900 г., на Успенской площади был разбит сквер Успенский (ныне площадь Революции). В этот же период в Вергунке была построена Георгиевская церковь. В архиве сохранилась ведомость о приходе и расходе церковных денег за 1836 г.

В 1841 г. на территории Луганского завода построена новая церковь во имя Николая Чудотворца — Николаевская. Строили ее сразу каменной, купола и шпиль церкви золоченые. Особым перезвоном отличались колокола этой церкви, так как отлиты они были с большим добавлением серебра. Их перезвон был слышен, вспоминают старожилы, даже в станице Луганской. Со временем Николаевская церковь стала главной в городе — соборной. Площадь, примыкавшая к церкви, вскоре стала называться Соборной (ныне Красная площадь).

9 октября 1861г. в Департамент горных и соляных дел от горного начальника Луганского завода Ливиуса поступил рапорт, в котором говорилось, что общество купцов и мещан Луганского завода с разрешения епархиального начальства за свой счет строит каменную церковь. Церковь была названа Казанской. Улица, отходившая от этой церкви на восток, также была названа Казанской (ныне ул. К.Маркса). В 1909 г. городская Дума приняла решение о выделении дополнительной суммы из городского запасного капитала в 500 рублей на расширение храма и пристройку колокольни. А почетному гражданину Ивану Александровичу Пивоварову была выражена благодарность от городской Думы за пожертвование на колокола Казанской церкви.

В 1897г. в городе появилась еще одна церковь — Преображенская — каменная, трехпрестольная. Улицу, отходящую от нее, переименовали в Преображенскую (ул. Фрунзе), и площадь, на которой стояла церковь, также называлась Преображенской (пл. Р. Люксембург). В начале века в Каменном Броде служба стала проходить в новой Троицкой церкви. Для строительства Воскресенской (кладбищенской) церкви было выделено 1.250 кв. сажен земли рядом с городским кладбищем. Воскресенская церковь — кирпичная, однопрестольная -была построена в 1905г. на средства, завещанные купцом Федором Подкопаевым,

Из инославных святынь самой первой в городе в 80-е годы XIX в. была построена синагога. Ее первым старостой был известный луганский купец Давид Вендерович. Со временем была построена еще одна синагога на ул. Банковской. За ней был хедер (еврейская школа). Его здание сохранилось до настоящего времени (сейчас в нем располагается штаб гражданской обороны (ул. 11-я линия). В 1902 г. прихожанам Луганского римско-католического молитвенного дома безвозмездно был выделен участок городской земли в 39 кв. сажен для постройки каменной церкви, школы и других помещений. Вскоре в Натальевском переулке был построен костел и католическая школа. На 1-й Донецкой находилась немецкая кирха. Был в г.Луганске также армянский молитвенный дом Святого Григория. Старожилы-луганчане вспоминают о том, как в Луганске появился монастырь. Два брата (монахи из Афона) приехали в Луганск. По ул. Садовой они открыли молитвенный дом и оповестили округу о стремлении построить мужской монастырь. Были собраны большие пожертвования, на которые рядом с молитвенным домом стали строить монастырь. По проекту он должен был быть 2-этажным. Уже были построены подвалы и 1-й этаж, как началась первая мировая война. Так и остался монастырь недостроенным. Последним настоятелем монастыря был Евстафий Бодылевский.

История священного дьякона Филиппа Луганского

Могила Священного дьякона Филиппа Луганского — одно из наиболее почитаемых среди верующего народа мест исцеления от телесных и душевных недугов.

Живший в 1858 -1956 гг. дьякон Филипп прославился в народе подвигом нестяжательства и любви к людям: живя в келье (недалеко от нынешней СШ N 5), он спал на деревянном настиле, с кирпичами вместо подушки, большую часть предлагаемого ему раздавал людям

Ежедневно пешком он ходил к месту своих молитв в г. Александровск Луганской области в Панский сад, где до сих пор лежит превращенный им в камень сруб дуба. «Стукнул три раза об дуб своим посохом Филипп, — утверждает сказание, — и произнес: — «Дуб сей да обратится в камень и будет лежать до второго пришествия.» После чего присутствующие ротозеи уверовали в силу молитвы». Знаменит наш земляк и явлением ему — одному из немногих в мире — Богородицы. Это и стало началом празднования Пасхи в Луганске и причиной установления иконы Божьей матери, месточтимой луганской чудодейственной святыни.

В настоящее время икона Богородицы находится в Луганском Свято-Петропавловском кафедральном соборе в Каменном Броде.

По одному из пророчеств дьякона Филиппа, на его могиле будет возведен храм. Что и сбывается в наши дни: строится Свято-Благовещенский храм. По другому его пророчеству, Ворошиловград будет переименован в Святоград Луганский.

Мифы и легенды

Еще совсем недавно наш город назывался Ворошиловградом, происхождение этого имени известно почти всем. Но то название, которое Вы прочитали на нашей обложке, имеет собственную красивую историю своего рождения.

Анализ топографических названий области, имеющих, например, корни «канд-» («кунд-«) и другие, характерные для тюркских и финно-угорских языков, но особо специфичные для протоарийского, обнаруживает следы поселений «достепной» культуры. На протоарийском языке корень «канд-» обозначает «универсальную жизненную силу». Этот корень и в известных легендарных именах Сканда, Кунданики, и в ставшем широко известным благодаря П.К.Иванову, предложившему миру учение об эволюционно-резонансном развитии человека, названии хутора Кундрючий. Видимо, наши далекие предки знали свойства этих мест.

Из истории известно, что протоарии избирали богатые заливными лугами холмистые местности. Таковой, помимо Южного Урала (прародины южных ариев), является и наша область. И здесь сохранились обряды и почитание священных холмов и культы умирающих и воскресающих божеств — аналогов Иисуса, Осириса… Жизнь Луганщины уникальным образом связана и с циклом активности двойной звезды Сириус, обожествляемой арийцами. К слову, пик активности этого космического цикла придется на 23 ноября 1995г. Запущенные в этот период механизмы «воскрешения» через объединяющие экологические акции будут курироваться божеством следующие 40 лет.

Среди немногих «подшефных» Сириуса и город в Индии — Врендаун, известный как «вечно открытые Врата Неба» из-за частых озарений там многих неформальных лидеров человечества. «Подшефный» Луганск также, судя по названию, не менее уникален, чем Врендаун или Пермь.

И з двух корней «луг-» и «ан-» второй часто означает «вода», «река» или «верховный бог», что не противоречиво, так как рекам, дарующим урожаи и жизнь, поклонялись как богам. А корень «луг» обозначает не только «залитый лес», этому корню соответствуют также прилагательные «золотой», «сияющий». А известно, что разработки месторождений золота в наших краях вели еще скифы.

Лугань — это не только «сияющая» («золотая») река, но и «сияющий бог» (не забудем и об этом возможном варианте, также имеющем под собой почву). Луг-бог известен в мифологии различных народов. Его мать — Арианрод (божество арийского происхождения). В мифологическом Словаре узнаем, что Луг был не только умелым воином, но и искусным во многих ремеслах. Представление о Луге как покровителе искусств и ремесел подтверждается другим эпитетом «искусная рука»; Воспитаннику провидца и мага Твидиона — Лугу было запрещено «опускаться до применения оружия…» Все боевые искусства имеют легенды о происхождении. В этом мифе, возможно, кроются корни нашей национальной системы единоборств, скорее всего все же проарийского происхождения, ценимой японскими императорами более других и дошедшей до XX века в упрощенной форме, в том числе в виде боевых искусств запорожского и донского казачества.

Откуда пришла «луганская цивилизация» и куда ведут ее следы — тема отдельного исследования, к которому подключаются археологи, экстрасенсы, этнографы. Оно, возможно, ответит, был ли луганский Каменный Брод ее центром или преемственностьмежду первым поселением лугарей и нынешним Луганском прерывалась.

Как бы там ни было, сегодняшние мастера «золотые руки», а также «золотые сердца и головы» могут справедливо считать искусного во многих ремеслах Луга если не легендарным основателем поселения, то как минимум коллегой, у которого есть и свой «профессиональный» праздник: Лугу посвящен ежегодный день вхождения Солнца в знак Льва. Он совпадает с праздником «Огня Царей»у протоарийских племен, а теперь может стать и днем лугарей Луганска.

 

По публикациям газеты «Ракурс-плюс».