Сергей Ильенко. Эксплуататор? Созидатель?

«Ильенская» — вода-легенда! Многие десятилетия эта родниковая вода была известна лишь знатокам да местным жителям, которые верили в ее чудодейственную способность излечить от  многих болезней. Своей кристальной чистотой и удивительными лечебными свойствами она была вне конкуренции среди многих природных вод. Сейчас «Ильенскую» предприимчивые люди предлагают всем желающим. Только вот почему «Ильенская»? Почему такое название?

А потому, скажете вы, что эту воду берут близ станции Старая Ильенко, которая находится за станцией Ольховая, за Деркулом, на 112 километре железной дороги Луганск-Миллерово. И ваш ответ будет правильным. Эта удивительная вода вытекает родником у станции Старая Ильенко, чтобы уже газированной стать «Ильенской настоящей». А почему станция называется Старая Ильенко? Вряд ли мы задавали себе такой вопрос, ибо в основной своей массе мы не любопытны и не любознательны. А между тем с этим названием  связана богатая страница в истории нашего края. И, наверно, всем интересно будет узнать историю этой станции, давшей название популярной воде. Да и само по себе слово «Ильенко» ассоциируется с фамилией и, очевидно, с фамилией незаурядного человека.

Итак, на 110 (от Дебальцево) километре железной дороги Луганск-Миллерово есть станция Новая Ильенко, а через два километра, по другую сторону реки Деркул, по которой проходит граница между Украиной и Россией, – станция Старая Ильенко. Старожилы этих мест утверждают, что обе станции названы в честь какого-то помещика по фамилии Ильенко. И это подтвердилось исследованиями историков.

Кто же он, этот человек, чья фамилия нанесена на картах двух соседних государств? Первые сведения о нем сообщил директор Станично-Луганского районного музея Анатолий Михайлович Кудаев.

Сергей Михайлович Ильенко! Сын ректора Казанского университета Михаила Ивановича Ильенко, выпускник университета. Статский советник (гражданский чин пятого класса). Член Луганской  городской думы. Предводитель дворянства Славяносербского уезда (как известно, в то время город Луганск и окрестности входили административно в Славяносербский уезд). Сорок пять лет он избирался  на этот пост. Трудно себе предположить, что такие уважаемые в крае люди, как крупный промышленник, инженер-путеец К.Л. Мсциховский, коллежский асессор (гражданский чин восьмого класса), внук героя Аустерлица и Бородино Л.В.Депрерадович, надворный советник (гражданский чин седьмого класса) Л.В.Голубев и другие, в течение почти полувека (с1872 г.) избирали бы своим главой человека, в чем-либо запятнавшего честь и достоинство дворянина.

В Луганском городском музее истории и культуры размещена небольшая экспозиция, посвященная Сергею Михайловичу Ильенко. В центре ее – фотография. На ней запечатлена  большая группа людей, одетых по моде конца девятнадцатого века. В первом ряду на фотографии расположились те, кто помоложе. Они сидят прямо на полу просторного зала с двумя двустворчатыми дверями и белыми стенами. В последнем ряду люди стоят, а в центре снимка разместились на стульях. Подпирающие шеи белые воротнички, подкрученные усы. Все серьезно смотрят в объектив фотоаппарата. Мы знаем только одно: на фотографии запечатлены члены Славяносербской земской управы. И лишь одного человека мы можем назвать по имени. Сергей Михайлович Ильенко. Он сидит в центре: плотный, немолодой уже человек с широкой лентой генерал-аншефа через правое плечо. Мундир с металлическими пуговицами, спокойное лицо. Вся фотография доносит до нас неповторимый колорит того времени. Жаль, что по техническим причинам трудно воспроизвести в газете своеобразный аромат старинного фото.

Дальнейшие поиски сведений о Сергее Михайловиче Ильенко привели в село Пархоменко Краснодонского района. Село это известное в нашем крае, но как-то в большей степени его революционным духом, породившем знаменитую личность  Александра Яковлевича Пархоменко. Долгие годы история в лице ее верных служителей – агитаторов-пропагандистов и апологетов идеологии – помнила только героический образ этого красного командира. А между тем…  Это село долгие годы было поместьем Сергея Михайловича Ильенко. Здесь он развивал производство, здесь он помогал людям, отсюда вышла идея строительства  железной дороги Луганск-Миллерово.

…Первыми поселенцами в этой живописной местности, расположенной на правом берегу Северского Донца, были запорожцы. По распоряжению запорожского коша здесь в 1660 году была размещены часть  Суходольского пикета, которая должна была «суворо стежити за перелазами турецько-татарської орди». Около 1738 года на этом месте поселился отставной запорожский казак  Макар Безродный. После его смерти селение стали называть  Макаровым Яром (в 1951 г. село получило название Пархоменко в честь уроженца села, видного участника гражданской войны А.Я.Пархоменко). Во сторой половине XVIII века с ликвидацией запорожского казачества начался передел восточной окраины бывшей Сечи. Земли, о которых мы ведем речь, в 1773 году стали собственностью полковника А.Г.Рашковича. Село стало называться Рашковкой. Через  тринадцать лет новым владельцем земель и села стал Божедарович, а через почти сто лет, в 1880 году, у тогдашней владелицы этой местности Депрерадович земли были приобретены новым хозяином – Сергеем Михайловичем Ильенко. Хозяйство помещика, потомственного дворянина С.М. Ильенко было невелико. По данным 1916 года в десятку крупнейших землевладельцев Луганщины Сергей Михайловия не входил. Землю он сдавал в аренду крестьянам. Сам с семьей значительную часть времени жил в Луганске, где в Натальевском переулке у него был дом, а имением в Макаровом Яру занималась сестра Клеопатра Михайловна…

Сергей Михайлович, образованный человек, прекрасно понимал, что идущие на юг России две железные дороги (одна через Дебальцево, другая — через Миллерово) должны где-то соприкасаться. Наиболее удачным был вариант через станцию Луганск. И еще один весьма весомый аргумент в пользу этого проекта: само существование «железки» вдохнуло бы новую жизнь в эти унылые края. Кроме того, на землях помещика Ильенко в двух конных заводах выращивались десятки лошадей английской породы. И вот для того, чтобы возить своих лошадей на всевозможные соревнования, железнодорожная ветка от Луганска до Миллерово была бы как нельзя кстати. И железная дорога была построена в самом начале ХХ века. Сергей Михайлович был настолько демократичен, что в вопросах строительства дороги советовался с крестьянами. На сходе жители села попросили, чтобы «железка» проходила «не совсем близко от села, ибо ее строительство и эксплуатация могут привлечь всякого рода негативные элементы, бандюг и босоту, что чревато пагубными последствиями для села». Сергей Михайлович прислушался к советам крестьян. «Железка» была построена в 9 километрах от села. Сам Ильенко строительством не занимался, это было делом его зятя инженера-путейца Ипполита Владимировича Покровского. А вот станцию, которую впоследствии назвали «Старая Ильенко», была построена, по-видимому, на средства Сергея Михайловича…

В 1911 году в Москве жокей Фаттей Иванович Дудак на ильенковских лошадях взял приз Дерби (Дерби-соревнования на главный приз года для четырехлетних рысистых лошадей (1600 метров бега) и трехлетних скаковых лошадей (2400 метров скачки) впервые проведены в Англии лордом Дерби в 1778 году, в России – в 1886 году). Сергей Михайлович за эту победу, как владелец лошадей, получил большой денежный приз.

В поместье Ильенко крестьяне издавна занимались гончарным производством. Изготовляли они примитивные горшки, глечики и другую посуду, крайне необходимую в сельском быту. В 1909 году по инициативе Сергея Михайловича из Санкт-Петербурга в Макаров Яр приезжал специалист по керамике, профессор Соколов. Подтвердив высокое качество исходного материала – глины и песка, — профессор помог наладить производство и роспись элегантных гончарных изделий. Жаль, что послереволюционные деятели не поддержали гончарное искусство в селе, и оно постепенно угасло.

…События первой русской революции не обошли стороной и Макаров Яр. В 1906 году крестьяне села под влиянием агитации Александра Пархоменко не только законфликтовали с предводителем уездного дворянства и землевладельцем Ильенко, но и объявили забастовку, требуя от собственника земли снижения арендной платы за землю и разрешения использовать луга для выпаса скота. Родственники Сергея Михайловича вызвали казаков. Те были настроены не очень решительно и позволили крестьянам себя разоружить. Потом крестьяне-бунтовщики были арестованы. Жена Сергея Михайловича Вера Ильинична собирала посылки и через жен арестованных крестьян передавала их в тюрьму. Ильенко пошел навстречу крестьянам и выполнил их требование, снизив арендную плату с 15 рублей до 3 рублей 60 копеек за десятину. После событий 1906 года Сергей Михайлович переехал на постоянное место жительства в Луганск.

Во время Первой мировой войны С.М. Ильенко возглавлял уездную комиссию по пожертвованиям. В это время он открыл на собственные средства сиротский дом при Свято-Преображенской церкви. А еще раньше, в 1897 году, в Макаровом Яру на средства Сергея Михайловича была построена церковно-приходская школа, затем изба-читальня, а в 1901 году – земская больница…

После революции в Макаровом Яру побывали представители новой власти. Крестьяне с уважением отзывались  о прежнем хозяине поместья, поэтому новая власть на первых порах лояльно отнеслась к Ильенко и не расправилась с ним, как со многими другими столпами царского режима. Но Сергей Михайлович чувствовал, что комиссары не оставят его в покое. Эксплуататор, барин, собственник – он, конечно же, не очень вписывался в революционную теорию гегемона, и в принципе его участь была решена. После осенних событий 1917 года Сергей Михайлович Ильенко был вынужден уехать из Луганска, умер он в Ростове-на-Дону в 1918 году в возрасте около семидесяти лет. Там же и похоронен на городском кладбище.

…Сегодня на  железной дороге Луганск-Миллерово полное запустение. Когда-то довольно оживленная магистраль с большим пассажиро- и грузопотоком давала жизнь этому региону: люди из села везли в Луганск сельхозпродукцию, многие ездили на работу. Луганчане «железкой» добирались до Миллерово, отдыхали на природе. Сейчас железнодорожное сообщение между Украиной и Россией на этом участке прервалось. Кому это на пользу? Стоит напомнить, что кроме пассажиров, к примеру, в 1906 году на участке дороги Луганск-Миллерово перевозилось до 28 миллионов пудов грузов.

…Долгие годы официальная идеология не только принижала роль дворянства в истории России, но и представляла его в виде тормоза в развитии общества. Сегодня делаются попытки не только возродить дворянство, но и по совести отдать дань уважения лучшим его представителям, внесшим существенный вклад в прогресс, в развитие своего родного края. К числу таких людей можно отнести и Сергея Михайловича Ильенко, чье имя не должно затеряться  в уголках нашей памяти.

***

Везут в Луганск родниковую воду от станции Ильенко. И называется эта вода «Ильенская настоящая». А почему «Ильенская»? Если в память о Сергее Михайловиче Ильенко, то лучше быть ей «Ильенковской настоящей».

 «Ракурс-плюс», 2004 год