Луганск на сломе веков. Часть 1

В 1992 году Луганский горсовет принял постановление  «О гербе города Луганска»: «С целью возрождения исторических традиций и в преддверии 200-летия города, городской Совет народных депутатов решил гербом Луганска считать его исторический герб, графическое и цветовое изображение которого выполняется в полном соответствии с описанием, хранящимся в Центральном государственном историческом архиве г. Санкт-Петербурга».                                               

Обычно гербы городов разрабатывались с участием Департамента геральдики. Герб Луганска первично появился как герб литейнопушечного завода, а после доработки его коллежским асессором Першиным был представлен Городской думе как герб Луганска. 22 апреля 1903 года «высочайше утвержден» герб уездного города Луганска Екатеринославской губернии.

После революции о старом гербе города не вспоминали. Проводились конкурсы и принимались новые гербы. Время многое стерло в памяти, забылся и колорит старого герба. Только спустя многие десятилетия удалось восстановить герб старого Луганска. Эту работу провел архитектор Андрей Закорецкий, исследовав в архиве многочисленные документы. Именно ему удалось восстановить описание нашего герба в цвете:

«…В золотом щите черная с золотыми швами доменная печь с червленым пламенем, сопровождаемая по бокам двумя черными молотками. В вольной части щита герб Екатеринославской губернии. Щит увенчан серебряною с черными швами башенною короною о трех зубцах. За щитом две накрест положенные стального цвета кирки, соединенные Александровскою лентою».

Герб Луганска — символ исторических корней, традиций и достижений луганчан.                  

Как город рождался

Исторический центр Луганска (или Старый город) — древнейшая часть города, вокруг которой в конце XVIII — начале XX веков вырос Луганск. Старый город сформировался на территории между поворотом реки Лугань на севере, ул. Лесной (Коцюбинского) на юге, ул. Петербургской и первой линией на западе и шестнадцатой линией на востоке.

История города начинается с основания в 1795 вблизи казённого села  Каменный Брод чугунолитейного завода. Посёлок получил название Екатеринославский, а в 1797 году Луганский завод. На заводе впервые в Российской империи был выплавлен чугун на каменноугольном коксе и запущено производство пушек и ядер. Эта продукция предназначалась для вооружения Черноморского флота. По состоянию на 1859 год в посёлке действовало 49 торговых лавок, 70 кузниц, 9 салотопных, 7 свечных, 5 кирпичных заводов (на которых выпускалось более миллиона кирпичей ежегодно), 12 мельниц, 5 бань, 2 экипажных заведения. Сводные гостеприимный двор на 12 номеров, 1012 домов, три церкви, школа, метеостанция и госпиталь. Дважды в год, 9 мая и 26 августа, проводились ярмарки и еженедельные базары.

Во второй половине XIX века посёлок Луганский завод подвергся бурному развитию. Этому способствовало строительство железной дороги. В 1877 году была проложена железнодорожная линия Луганск-Дебальцево. В 1884 году завершено строительство Екатерининской железной дороги, которая соединила Донбасс с Криворожьем. Наконец, 3 сентября 1882 года царским указом было утверждено положение Комитета министров о создании на базе посёлков Луганский завод и Каменный Брод уездного города Луганска. В 1883 году был избран первый мэр Николай Холодилин.

В 1895 году цеха бывшей литейной передали Казённому патронному заводу. В следующем году немецкий промышленник Густав Гартман основал Луганский паровозостроительный завод. Заводы и дорога сыграли роль главных градообразующих факторов. К концу XIX века Луганск превратился в крупный промышленный центр.

Местное население состояло преимущественно из православных русских и украинцев. Около 10 % луганчан принадлежало к еврейской общине. Остальные — поляки, армяне, немцы и другие.

Наглядное представление об историческом центре Луганска даёт «План села Луганского» (есть в сети) 1879 года. Карта достаточно ясно характеризует планировочную структуру города, которая сложилась в XIX веке.

Луганск застраивался по системе взаимно перпендикулярных улиц. Однако, если в первой половине XIX века в Луганске велась централизованная застройка, то на рубеже XIX- XX веков наблюдается стихийное разделение города на промышленные, транспортные, складские и жилые зоны.

В начале XIX века центром посёлка были Английская улица и Старобазарная (Базарная, Успенская) площадь.

С возведением Николаевского собора в 1841 году формируется центральная Соборная площадь и главная Петербургская улица. Второй  по значимости стала Казанская улица. Центр застраивался двух-трёхэтажными домами. Первое здание с четырьмя этажами (Дом Васнева) появилось в начале XX века. На окраинных улицах преобладали одноэтажные мергельные дома. Одним из старейших сооружений, которое сохранилось до наших дней, является дом водолечебницы, памятник архитектуры начала XIX века (ул. Даля, 7). Во второй половине 19 столетия дороги на улицах застраиваются брусчаткой. С появлением в 1912 году городской электростанции центральные улицы были электрифицированы.

 

Промышленность Луганска

Во второй половине XVIII в. после значительных побед России над Турцией быстрыми темпами пошло освоение Черноморского побережья, заселение донских степей и степей Приазовья. Крепостям, защищавшим южный край, Черноморскому флоту были необходимы пушки и боеприпасы. Практически единственным местом изготовления пушек был Урал, но доставка их с Урала стоил очень дорого, и правительство Екатерины обращает серьезное внимание н железные руды и каменный угол Славяносербии. На этот каменный угол было указано еще Петром I: «Этот минерал если не нам, то нашим потомкам очень пригодится».

Произведенные вице-адмиралом Н.С. Мордвиновым расчеты показали, что изготовление из меди необходимого для вооружения крепостей и флота количество пушек не по карману государственной казне. Кроме того, невозможно было добыть так много меди. И тогда он обратился к шотландскому инженеру Карлу Гаскойну — владельцу пушечных заводов Карро и в Шотландии, приглашенному 1789 г. на российскую службу по особом контракту.

Гаскойну в 1790 г. был поручен “осмотр залежей разных руд и каменного угля Бахмутском и Донецком уездах и Славяносербске в том предположении, что если эти вещества найдутся в достаточном количестве, то измерить падение вод в различных речках, ради определения мест к устроению завода и сообразив выгоде его положения, представить по сему поводу описание результатов своего путешествия”. Гаскойн выполнил поручение и заверил правительство, что «найденные прииски железной» руды и каменного угля по освидетельствова- нии; обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве». Исходя из государственной необходимости, Екатерина II издает 14 ноября 1795 г. «Указ об учреждении литейного завода и употребить на это дело 715733 руб. Села Каменный Брод и Вергунка были первыми населенными пунктами, принявшими строителей и рабочих, Луганского литейного завода.

Казенный литейно-пушечный завод сооружался почти 10 лет. В 1798г. были построены первые цехи, а 4 октября 1800 г первая домна выдала чугун, выплавленньй на Лисичанском угле из руды, добытой в районе сел Городище и Белое. Наладить выплавку чугуна на местном сырье не удавалось, т.к. железная руда была низкого качества, а уголь слабо коксующимся.

Несмотря на то, что Луганский литейно-пушечный завод оказался предприятием малоудачным, в деле исследования Донецкого бассейна он сыграл большую роль, т. к. являлся в течение всего своего существования средоточием горных инженеров — «горных офицеров» по терминологии того времени, т.е. людей специально подготовленных к производству изысканий новых месторождений каменного угля и руд для нужд завода.

Кроме того, завод сыграл немаловажную роль в экономике России. В период Отечественной войны 1812 г. он был значительно расширен и являлся одним из основных поставщиков вооружения для русской армии.

Выгодное географическое положение на путях между центральными губерниями России и портовыми городами Ростовом и Таганрогом способствовало развитию торговли. Вокруг завода возникают торгово-ремесленные заведения. Годовой торговый оборот поселка доходил до 1 млн. рублей серебром.

К концу 50-х годов Х1Х в. в Луганске было открыто 10 салотопных и 2 воскотопных завода, 2 заведения по производству свечей, а также кожевенные и мыловаренные, 3 маслобойных, 8 кирпичных и черепичных предприятий, 2 известковых, 17 мельниц. Расширяющаяся промышленность требовала топлива, железной руды, другого сырья. Со всей очевидностью встала проблема строительства надежных путей сообщения. В середине 70-х годов в сферу транспортного строительства входит и Луганск. В 1874 г. открывается железная дорога Луганск-Дебальцево, в 1876 г. построены и начали функционировать железнодорожные мастерские. В 1897 г. Луганск через станцию Миллерово соединился с Азовской дорогой.

Железнодорожные мастерские были призваны обеспечивать капитальный, средний и малый ремонт всего подвижного состава. С момента основания железнодорожные мастерские представляют собой крупное предприятие того времени, оснащенное необходимыми техническими средствами. Уже в 1880г. было отремонтировано 23 паровоза, а в 1889г. — 583.

Для железных дорог с каждым годом требовалось все больше и больше подвижного состава; прежде всего паровозов. В таких условиях и возник в Луганске паровозостроительный завод.

В Горнозаводском листке N 8 за 1895 г. извещалось о покупке германским промышленником Густавом Гартманом участка земли в Луганске для постройки паровозостроительного завода, В 1896 г. было основано «Русское общество машиностроительных заводов Гартмана». Оборудование было перевезено из г.Хеймница в Германии. Завод выпускал вначале паровоз серии «ОД», затем передовой по конструкции и экономичный по тому времени паровоз серии «С». К 1905 г. завод Гартмана давал свыше 10% общероссийского производства паровозов.

В Луганске иностранным предпринимателям принадлежал и ряд других предприятий города. В 1896 г. бельгийцы учредили «Анонимное общество Луганских эмалировочных мастерских», в следующем году — «Анонимное общество Луганских литейных заводов».

Для дальнейшего развития Луганска большое значение имело открытие в цехах бывшего литейно-пущечного завода, закрытого в 1887 г., казенного патронного завода. Луганский патронный завод был первоначально рассчитан на выпуск 100млн. патронов в год. В 1895 г. завод дал всего 10 млн штук, но уже через 3 года была достигнута проектная мощность, а в 1911 г. было выпущено 118млн. патронов.

Кроме предприятий тяжелой промышленности в этот период в городе открываются предприятия легкой и пищевой промышленности. Так, с 1904 г. начинает свою деятельность «Товарищество Луганской мануфактуры». Фабрика предназначалась исключительно для выработки прессового сукна для маслобойных заводов, на которые рынок предъявлял большой спрос. В 1909 г. был применен первый опыт выработки на фабрике шерстяных приводных ремней, на которые был огромный спрос со стороны развитых стран.

К концу Х1Х в. Луганск представлял собой крупный промышленный центр Юга Украины. В 1898 г. здесь сосредоточилось 58 промышленных предприятий с суммой производства в 4,5млн. рублей. В первое десятилетие XX в. в Луганске продолжает бурно развиваться промышленность. Перед первой мировой войной темпы ежегодного прироста продукции города превышали 16%.

Список наиболее крупных предприятий, открытых в г. Луганске со второй половины Х1Х в. до 1914 г.:

1870 г. — пивоваренный завод Ольховых

1870 г. — винокуренный завод Ольховых

1870 г. — винокуренный завод Грибенникова и Черняка

1876 г. — железнодорожные мастерские

1876 г. — кирпичный завод Федоровского, Бергера и др.

1896 г.- Русское общество машиностроительных заводов Гартмана

1896 г. — казенный винный склад

1896 г. — спиртовой завод Медем

1896 г. — Анонимное общество луганских эмалировочных мастерских

1897 г. — чугунолитейный завод Гончаровой

1904 г. — Товарищество луганской мануфактуры

1906 г. — каретное заведение Зотова

1906 г. — мыловаренный завод Демидова

1907 г. — гвоздильный завод Урденен и Д юшессан

1908 г. — слесарно-механические мастерские Минакова

1908 г. — типография Гаммерит

1908 г. — конфетная и пряничная фабрика Макулевича

1908 г. — мыловаренный завод Киппера

1909 г. — чугунолитейный завод Чудинова и Баллот

1909 г. — макаронная фабрика Санпитера

1909 г. — пивоваренный завод Прусского и Ефимова

1909 г. — гильзовая фабрика Шакиро и Каплуновского

1911 г. — толевый завод Бельгийского

1911 г. — фабрика курительной бумаги Каца

1912 г. — конфетная и пряничная фабрика Венгеровского

1912 г. — чугунолитейный завод Федорова

1912 г. — трубопрокатный завод Залевского и Григорьева

1913 г. — трубопрокатный завод Попова и Буденцова

1913 г. — толевый завод Бергера

1913 г. — городская электростанция

1913 г. — завод фруктовых вод Пубенц

О рабочих  литейного завода ( 1795 — 1800 гг.)

С казенным Луганским заводом и его угольными разработками связано образование наиболее значительной группы квалифицированных рабочих дореволюционного Донбасса.

14 ноября 1795 г. был утвержден именной указ Екатерины II «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля.» В указе предусматривалось использование различных рабочих на заводе. Так, обученные рабочие и специалисты привлекались на Луганский завод из внутренних губерний страны, а частично из-за границы. Основной костяк составили мастеровые, поступившие с Олонецкого и Липецкого заводов. Вице-адмирал Мордвинов в докладной записке по устройству завода указывает: «…изыскивая способы доставить сему заводу людей только для него нужных и без которых он никак обойтись не может, не находится к сему другого средства, как заимствовать потребное число оных из состоящих в Тамбовской губернии, остающихся давно уже без всякого употребления Липецких заводов».

Особо квалифицированные рабочие были переведены с пушечного Александровского завода, в большинстве кадровые потомственные рабочие. Из 33 александровских мастеровых 26 имели производственный стаж заводской работы свыше 10 лет. В числе этих 26 были такие ветераны труда, как кузнец Хвалимов (стаж 36 лет), мастер молотового цеха Герман Гаврилов (35 лет), подмастерье столярного цеха Ларион Данилов (32 года), подмастерье машинного цеха Павел Литвинов (32 года), подмастерье доменного цеха Василий Горшков (28 лет).

Весь основной административно-технический персонал состоял из англичан, приглашенных Гаскойном.

Для производства вспомогательных работ к заводу были приписаны крестьяне из ближайших казенных сел: Фащевки, Орехово, Петропавлово и Городище.

Для перевозки всех необходимых заводу материалов вначале были присланы 200 артиллерийских погонщиков с тем, чтобы впоследствии их заменить крестьянами (до 2 000 душ мужского пола), которых указом предписывалось выкупить в казну у однодворцев Тульской и Курской губерний, а затем поселить вблизи завода.

В строительстве заводских сооружений в течение 1797 г. принимали участие 194 вольнонаемных рабочих, в основном плотники и каменщики из Ярославской губернии.

На заводе, который помимо всего прочего, служил местом ссылки, использовались разного рода ссыльные и поднадзорные. Они большей частью направлялись на завод помещиками для «исправления», иначе — на принудительные работы, на разные сроки, а иногда без указания срока — до востребования,

Высылка на Луганский завод провинившихся крестьян имела место еще в начале XIX в., но особенно большой размах она приобрела в 1810 — 1820 гг., когда ежегодно на заводские работы поступали десятки крепостных крестьян. Процедура высылки помещичьих крестьян на заводские работы была очень проста и хорошо прослеживается на сохранившейся в заводском архиве переписке заводской конторы с местными помещиками.

Так, генеральша Грекова подала в Горное правление Луганского завода прошение следующего содержания:»…крестьян моих Степана, Тимофея и Диментия Курносовых за чинимые грубости и за самовольные побеги… покорнейше прошу принять и употребить их в тягчайшие заводские работы до востребования моего. 1810 год январь 19-го дня».

Крестьяне прибывали на завод с направлением уездного земского суда, к которому прилагалась определенная сумма денег «на прокормление». В направлении указывался срок высылки. Помещались они в заводской острог, где находились в ведении городской полиции и оттуда уже под охраной направлялись на самые тяжелые каторжные работы.

В 1803 г. по указу правительства 500 человек рекрутов из Екатеринославской, Воронежской, Рязанской губерний были присланы на Луганский завод. Для проведения земляных работ из южных крепостей была прислана пехотная рота.

 

«Лугансктепловоз»

В 1896 г. на окраине торгово-промышленного городка Луганска с населением более 25 тысяч человек на берегу реки Лугани были заложены заводы Русского общества машиностроительных заводов Гартмана.

Заводы основывались с целью развивать машиностроительное дело на юге России, трудовые и материальные ресурсы которого как нельзя более способствовали созданию здесь подобного рода предприятий.

Учредителем РОМЗ в Луганске являлись крупный немецкий капиталист, владелец паровозостроительных заводов в г.Хемнице «» (Германия) Густав Гартман и статский советник Иван Леонтьевич Гольдштанд.

3 мая (15 мая по новому стилю) 1896г. был утвержден устав РОМЗ. Таким образом, эта дата и стала началом истории Луганского паровозостроительного завода.

Первоначальный акционерный капитал общества составлял 4 млн рублей золотом, который был разделен в 40 тыс. акций по 100 рублей каждая.

Луганский паровозостроительный завод в России был одиннадцатым по счету, а среди действовавших в то время — восьмым и последним по его возведению. Правление общества помещалось в Санкт-Петербурге (Малая Морская,9). Директорами были:английский подданный, шотландец по происхождению, Андерсон, немец Трек, поляк Хржановский.

В течение четырех лет последовательно вводятся в строй основные цехи завода. И уже в мае 1900г. вышел из цеха первенец -товарный паровоз серии «ОД». К марту 1903г. было уже построено 359 паровозов. А в 1905г. за год их было выпущено 245. Такой взлет был высоким не только для Луганского, но и для всех русских заводов, и впоследствии никто его не превзошел.

На 1 января 1912г. в структуре Луганского завода имелось 23 отдела, цехи и другие службы. Количество рабочих на заводе колебалось от 3 тысяч до 5,5 тысячи, начиная с 1899г. и до 1918г. Заработная плата рабочего в месяц составляла от 30 до 125 рублей.

Со дня создания профессионального общества (1906г.) на заводе появляются ссудо-сберегательная касса, а затем школа, больница, библиотека и читальня. По размерам своей деятельности библиотека была одной из самых крупных рабочих библиотек царской России.

Кроме основной продукции — паровозов -завод выпускал и другие изделия: железные трубы, котлы, болванки, сортовое железо и многое другое.

Завод подразделялся на отделы:

— металлургический, в состав которого входили цехи:

мартеновский, сталелитейный, модельный, чугунолитейный, меднолитейный, прокатный, трубопрокатный, оцинковальный, кирпичный и лаборатории — химическая и механическая. Производились там: литые мартеновские болванки, фасонное стальное литье, чугунное литье, радиаторы, медные отливки, сортовое, листовое и кровельное железо, железные дымогарные трубы и кирпич огнеупорный; механический, и другие отделы, в состав которых входят цехи: паровозный, механический, кузнечный, болтовая и газовая станции. Там выпускались паровозы, машины и механизмы для нефтяного дела, разные поковки, паровозные и вагонные оси, рессоры, котлы, трубопроводы, резервуары, баки, цистерны, железные конструкции, мосты, болты, гайки и пр.;

паровозный отдел подразделялся на цехи:

механический, сборочный, меднокотельный, малярный и инструментальный.

Всех рабочих состояло на 1 июля 1912г. 3.588 человек; в паровозном отделе по цехам: в механическом — 461, в сборочном -210, в меднокотельном — 134, в малярном — 33, в инструментальном — 71.

Паровозомеханический цех занимал площадь в 2.737 кв. саженей (12.462 кв.м) и представлял часть паровозного отдела, состоящего из паровозомеханического, сборочного, обшивочного, малярного цехов и механической лаборатории. Оборудование состояло из 412 различных станков.

Механический цех обслуживался 4 мостовыми электрическими кранами по 5 т каждый. Для приведения в действие станков механического цеха имелся 31 мотор постоянного тока напряжением в 248 вольт. Кроме узлов, идущих на паровоз, “Механический изготовлял некоторые другие изделия: части станков, валы и т.д.

Котельный цех был оборудован всеми современными орудиями в количестве 290 шт. для производства котельных изделий. Электрическая энергия распределялась 42 моторами постоянного тока. Одновременно могли находиться в разных стадиях работы 23-25 котлов, в сборке же одновременно — 10 паровозных котлов. Наибольшая производительность — 23 паровозных котла в месяц при двух сменах. Кроме котлов цех изготавливал разнообразные железные конструкции: краны, мосты, стропильные фермы.

Паровозосборочный цех был предназначен для сборки паровозов и тендеров. Все работы по сборке шли в определенном последовательном порядке, позволяющем произвести их в наиболее короткий срок. Продолжительность сборки одного паровоза была 7 суток. В месяц при таких темпах можно было собрать 20 паровозов, что в год составляло уже 240.

До 1917г. Луганским паровозостроительным заводом было выпущено 2.116 паровозов: «Ов», «Э», «Щ» и другие типы.

 

 

Торговля, ремесла

Особенное развитие в Луганском округе, по положению его между Землею Войска Донского и портовыми городами Ростовом и Таганрогом, получила торговля.

Горный начальник завода возбудил ходатайство перед департаментом горных и соляных дел министерства финансов об открытии при заводе двух ярмарок, ссылаясь на то, что ближайший к заводу торговый центр Славяносербск отстоял от него на 32 версты, а Таганрог — на 160. Предложение было поддержано Воронцовым, и в мае 1824 г. министр финансов утвердил решение об открытии новых ярмарок. При избрании ярмарочных дней учитывались даты ярмарок в других местах с тем, чтобы даже отдаленное купечество могло прибыть в Луганск в промежутке между другими поездками. Близ заводского селения было избрано ровное сухое место длиной в 2 версты и шириной в 0,5 версты.

В материалах 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г. имеются сведения о том, что базары проводились по пятницам и воскресеньям еженедельно, а ярмарки бывали дважды в год (Николаевская — 7-10 мая и Александровская — 24-29 августа). На этих ярмарках и базарах местные жители всех сословий сбывали часть своей продукции. Здесь же они запасались на более или менее продолжительное время всеми предметами, нужными в обыкновенном домашнем быту.

Как только возник Луганский завод, при нем был построен базар с лавками и торговыми рядами. Торговля здесь имела много отраслей обширных размеров. Так, оборотный капитал по салотопному производству, соединенному с торговлей рогатым скотом и овцами, доходит от 400 до 500 тыс. рублей; хлебная торговля, выпуская ежегодно до 50 тыс. четвертей пшеницы и льна, представляет капитал в обороте от 300 до 350 тыс. рублей; торговля мануфактурными товарами простирается до 100 рублей серебром; бакалейная и винная — до 70 тыс. рублей; железом и разными металлическими товарами — до 45 тыс. рублей; кожевенным товаром и изделиями из него — до 15 тыс. рублей серебром.

Сюда же относится торговля медом, воском, восковыми и сальными свечами, дегтем, ежегодный сбыт которых составлял до 25 тыс. рублей серебром. Следовательно, оборот торговли можно оценить в 1.000.000 рублей серебром.

В Сборнике статистических сведений по Екатеринославской губернии приведены следующие цены на овощи и фрукты, продаваемые луганчанами со своих огородов и садов в 1860 году.

Так, огурцы свежие (за десяток) стоили 12 копеек;

арбузы и дыни (за десяток) — 60 копеек;

яблоки (за пуд) — 1 рубль 60 копеек;

виноград (за пуд) — 1 рубль 30 копеек;

картофель (за четверть) — 1 рубль 75 копеек; капуста (за ведро) — 20 копеек.

С каждым годом увеличивались ряды местного купечества. В 1867 г. на 10.239 жителей Луганского литейного завода было зарегистрировано 389 купцов. Здесь функционировали 108 магазинов и лавок. В изготовлении различных товаров принимали участие 392 мастера и 267 рабочих.

В сборнике «Весь Луганск в кармане» за 1912 г. говорится, что к началу XIX века «…город был охвачен строительной горячкой. Воздвигаются колоссальные постройки, которыми мог бы похвастаться не один крупный провинциальный город. Характерно, между прочим, то обстоятельство, что каждый строящийся домовладелец старался приспособить нижний этаж своего дома под магазин. И, как оказывается, не напрасно: постройка дома еще далеко не закончена, а магазин уже снят и в нем уже идет торговля». На фотографиях прошлого века во всех домах по ул. Петербургской (ныне ул. им. Ленина) первые этажи заняты под книжные, галантерейные, бакалейные, гастрономические и другие лавки и торгово-промышленные фирмы. Таким образом, вследствие создания и развития государственного предприятия Луганского литейного завода в городе развивалась торгово-ярмарочная сеть, все больше появлялось новых магазинов, строились новые дома. Город рос и хорошел.

По публикациям газеты «Ракурс-плюс».