«Газеты, как и некоторые другие крупные предприятия, интересны не столько тем, как они делаются, сколько тем, что они вообще существуют и выходят регулярно каждый день. Еще не бывало случая, чтобы газета содержала лишь краткое уведомление читателям, что за истекшие сутки ничего достопримечательного не произошло и поэтому писать не о чем. Читатель ежедневно получает и политическую статью, и заметки о сломанных ногах, и о спорте, и о культуре, и экономический обзор. Если даже всю редакцию свалит грипп, газета все-таки выйдет, и в ней будут все обычные рубрики, так что читатель ни о чем не догадается…». Так размышлял чешский журналист и писатель Карел Чапек в юмореске «Как это делается?» Как совершается «каждодневное чудо»? «Каждодневным чудом» К. Чапек с истинным восхищением и любовью назвал единственное в то время СМИ — газету.
… Впервые я пришел в редакцию областной молодежной газеты «Молодогвардієць» сразу же после ее возрождения — из малюсенькой формата А-4 «Молодої гвардії» она в два раза «выросла» в объеме и стала выходить по вторникам, четвергам и субботам. Было это более полувека назад. И, естественно, не периодичность и формат привлекли тогдашнего восьмиклассника. Просто, редакция расположилась рядом с моим домом — в Гусиновке (старый, завод ской район Луганска с одноэтажными домами , ежегодными наводнениями и вечным противостоянием соседнему Камброду), на улице Октябрьской.
В редакции, как и положено, царили духи дерзаний, дешевого вина и любви… Да, редакция была неприлично молода, ее сотрудников собрали из городских и районних газет области (многочисленных ныне факультетов и отделений журналистики на Луганщине на тот момент не было и не предполагалось!), они радовались новой работе, непознанному пока городу и общению (Дай Бог памяти, сколько семей было создано в коллективе — Даниловы, Низовые, Вакуленко, Ночовные…). Самым «старым» — главному редактору Эдуарду Николаеву и фотокору Михаилу Солнцеву — было тогда едва под тридцять!
Помню, заведующий «школьным» отделом (на самом деле он назывался длинно и сложно —«пионеров, учащейся, студенческой молодежи и …») Юрий Быстрюков — недавний тепловозостроитель, человек пятнадцять лет безуспешно пытавшийся окончить наш луганський «пед» и в то же время один из самих одаренных журналистов области (только со временем я понял, как мне повезло с учителем!) — не долго размышлял над моим первым заданим: «Какая школа? Десятая? Наша, заводская! Там часто бывают ветераны, вот и напиши о такой встрече…»
На мою журналистскую удачу вскоре к нам в школу пришел один из первых в городе кавалеров ордена Боевого Красного Знамени (в Гражданскую — высшая награда!), революционер, учасник изготовления на паровозостроительном заводе и боец экипажей первых бронепоездов, прошедший всю Гражданскую войну, Александра Лаврентиевич Семенов (потомственный луганчанин, одним из первых ставший Почетным гражданином города). Бьюсь об заклад, что нынешняя молодежь, да чего там молодежь — те же журналисты, даже пишушие на историческую тему, не знают это легендарное тогда имя! А знают ли луганчане, в честь чего одна из центральних улиц города носит название «Оборонная» или почему именно в Луганске памятниками застыли английские танки ? Эти события столетней давности как бы «спрятались» и забронзовели в тихих музейних хранилищах. Что уж говорить о более ранних временах, да и не только о городе, а всей Луганщине!
В нашем удивительном крае родился составитель многотомного «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль и трудился автор первого фундаментального «Словаря украинского языка» Борис Гринченко, Луганским пикинерным полком командовал Михаил Кутузов, в этом же подразделении служила легендарная русская кавалеристка, участница Отечественной войны 1812 года Надежда Дурова. Луганщина — родина трех министров обороны — Климента Ворошилова (СССР), Константина Морозова (Украина) и Игоря Сергеева (Россия). Весь мир знает имена «наших» музыкантов композитора Константина Богуславского, певцов Александра Огнивцева и Беллу Руденко, кинорежиссеров Кончаловского и Мащенко, спортсменов Брумеля, Бубки. братьев Емельяненко… Уроженец поселка Чернухино Перевальского района Леонид Солодков — военный моряк, капитан 3-го ранга — последним в разваливающейся стране удостоин звания Герой Советского Союза и носит Золотую Звезду № 11664, а уроженец города Петровское Краснолучского горсовета Петр Рябцев на истребителе «Чайка» («И-153») ранним утром 22 июня 1941 года совершил один из первых в Великой Отечественной войне воздушный таран…
Сегодня это все история, но ведь каждый из данных фактов был когда-то новостью! 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н.Ф. Гастелло: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя». Николай Гастелло — выпускник Луганской 11-й военной авиационной школы пилотов, как и летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй — за полет в космос) Георгий Береговой. Интересно, были бы эти герои столь известны, если бы их подвиги «вовремя» не заметили журналисты?
Все жители Донбасса хорошо знают памятник «Комбат», который высится над Бахмутским шляхом у села Хорошее Славяносербского района. Для молодых журналистов, думается, поучительной будет история его создания. В 1965 году на первой Московской выставке «Великая Отечественная война» завоевал Большую золотую медаль снимок «Комбат», сделанный на Южном фронте, под Ворошиловградом, военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом и впервые опубликованный в газете «Правда». Тогда снимок перепечатали многие газеты и журналы мира. Естественно, коллег заинтересовали как герой снимка, так и место того боя. Макс Владимирович мало что мог вспомнить — снимал 12 июля 1942 года, в поле, западнее Ворошиловграда, 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии из последних сил сдерживал натиск врага на последний в Украине еще не оккупированный областной центр, в данной ситуации было не до выяснения подробностей, до и сам герой снимка погиб в этой атаке…
Эта информация заинтересовала фотокора Славяносербской районной газеты Бориса Комма. В то время земля еще помнила следы боев и окопы, как траншеи, разрывали поля. Именно по земле Славяносербщины проходили последние рубежи обороны Ворошиловграда. Первым делом Борис Ефимович поехал на встречу с Максом Владимировичем Альпертом — и тот подтвердил догадку коллеги о месте боя. К поиску подключился редактор районки Виктор Бакуменко. Затем коллективы луганской областной комсомольской газеты «Молодогварієць», позже всесоюзного издания «Комсомольская правда». Встречаясь со многими людьми и просмотрев тысячи архивных фотодокументов, журналисты все-таки установили истинное место гибели младшего политрука одной из рот того полка А.Г. Еременко («узнать» героя помогли как раз публикации во всевоюзном издании) — с. Хорошее Славяносербского района. 7 мая 1980 года — через пятнадцать лет после начала поисков — над Бахмутской трассой был установлен памятник комбату (политруку), который повторяет сюжет, изображенный на фотографии, хотя сам бой происходил южнее — в низине около села Хорошее. Авторы монумента — скульптор М. Чумак, архитекторы И. Шеховцев, Т. Довженко и В. Тищенко.
Приведу, может быть, менее яркие примеры из, так сказать, «проходных», казалось бы, газетных публикаций. Знаете почему в Луганске так хорошо известно имя Михаила Матусовского, который уехал учиться в Москву еще в средине тридцатых годов прошлого столетия? С ним постоянно поддерживал дружеские отношения, публиковал стихи и воспоминания, приглашал в гости на творческие встречи Павел Евтеев — будущий редактор «Ворошиловградской правды», газеты, в которой когда-то — будущий поэт-песенник и асс журналистики — начинали свой творческий путь. Другой пример. Ныне Луганский академический русский драматический театр носит имя Павла Луспекаева. Поройтесь в его официальной биографии — там нет отметок о работе в Луганском драмтеатре. Факт этот всплыл только в начале этого тысячелетия, более чем через тридцать лет после смерти актера: газета «Ракурс» опубликовала воспоминания актрисы театра военного времени, которая и поведала как, преодолевая последствия тяжелого ранения, играл на сценах освобожденного от врага города будущий таможенник Павел Верещагин, «которому за державу обидно». Еще пример: ныне Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Матусовского регулярно проводит фестивали камерной фортепианной музыки имени Александра Зилоти. А узнали преподаватели вуза о том, что двоюродный брат С.В. Рахманинова, друг П.И. Чайковского и ученик Ференца Листа наш земляк — из публикации луганской «Нашей газеты».
Как-то подсчитал: за свою газетно-телевизионную жизнь принял участие в выпуске более десяти тысяч номеров газет и нескольких тысячах телепередач. Сколько же это сотен тысяч новостей? Многотомная история края! Недаром журналисты говорят: «Газета — это история мира за одни сутки». Выходит, происходящее просеивается вначале через журналистское сито, а затем — и сито времени. И уже с помощью журналистов нового поколения через десять лет, через полвека вдруг всплывает событие на странице издания или в радио, телепередаче. И удивляется читатель, слушатель и зритель: неужели такое было в нашем городе, неужели эти люди ходили теми же улицами, что и я?
Отрыть след кимберлита в залежах малоценной породы — такая задача для репортера не легче, чем для геолога. Те, кто взвалил на себя нелегкое журналистское бремя, будут вынуждены решать эту задачу ежедневно! И не вздумайте думать, что все уже давно, до вас, открыто!
Буду рад, если факты и людские биографии, собранные в данном сборнике на основе своих и коллег журналистских исследований (уж извините, если где-то обнаружите неточность, но не спешите ее исправлять — все перепроверьте!), помогут моим юным (и не только) коллегам найти очередную тему в очередной выпуск газеты или передачи. А связать историю с современностью — это, как говорят, дело техники, которую изучают ныне в многочисленных «редакторских» вузах.
Удачи!
Николай Северин,
Заслуженный журналист Украины, некогда сотрудник «Молодогвардійця», «Луганской правды», «Ракурса», «Нашей газеты» и Независимой телерадиокомпании «Эфир-1».
P.S. Сразу оговорюсь: к многоголосью «коммунистическая пропаганда», «сепаратистские настроения», «коллаборационизм» и т.д. равнодушен. Прожитые годы убедили: в нашей истории герои не раз становились антигероями и наоборот. Сто лет назад, 29 декабря 1918 года, в Луганск доставили 22 казачьих офицера, добиравшихся на Дон, чтобы принять участие в боях «за Царя-батюшку», их допросили и, конечно же, по законам того времени, расстреляли за старым городским кладбищем — это нынешний сквер 30-летия ВЛКСМ. (Красногвардейцы были злы, они только-только отвоевали город у немецко-австрийских оккупантов и украинских гайдамаков). А была лютая зима и лежал снег, поэтому трупы прикопали неглубоко, При занятии Луганска в мае 1919 г. Добровольческой армией расстрелянные офицеры были откопаны и захоронены на самом городском кладбище, а захороненные здесь погибшие при обороне Луганска красноармейцы и рабочие — отрыты и выброшены вон. Но когда через десять дней в том же мае 1919 года на короткое время красные вновь войдут в Луганск, уже захороненные белые офицеры вторично будут отрыты и выброшены, а красные защитники Луганска перезахоронены…
Вот такая чехарда с героями всего за полгода. Поэтому уверен, тот, кто заинтересуется тем или иным событием, сам разберется Who’s Who. На то она и есть — журналистика, чтобы думать!
И еще: я собирал те события, которые были мне доступны. И не менял их трактовку на угоду «новым веяниям».
Особо о разделе «Разлом». Да, хотелось больше подробностей из жизни той части Луганщины, которая осталась под контролем Украины. Но — особенно в первые пару лет — они были практически недоступны. Не выходили областные издания, не работал некогда раскрученный сайт облгосадминистрации. На письменные обращения в главное здание Северодонецка и к местным журналистам с просьбой поспособствовать в сборе информации я ни одного ответа так и не получил.
P.P.S. Может возникнуть вопрос: почему одним людям, событиям две строчки, а другим — полстраницы? Все очень просто: значит, о первых в интернете, книгах достаточно информации, стоит только поискать, а вот о вторых найти ее труднее.
P.P.P.S. И вопрос риторический: кому нужна вся эта история? 18 июня 2018 года один из снарядов калибром 152 миллиметра, выпущенный артиллеристами ВСУ, попал в дом последней жительницы села Желобок, что в Славяносербском районе. В результате взрыва и последовавшего за ним пожара дом, а также все подсобные постройки, сгорели. Хозяйка получила контузию: ее пришлось госпитализировать в больницу Кировска (ЛНР). Таким образом, после выписки из больницы хозяйке негде будет жить.
Желобок находился на трассе Р-66, которая идет вдоль линии фронта и с 2014 года периодически становилась местом ожесточенных боев. Последние жители покинули Желобок летом 2017 года после очередного наступления Вооруженных сил Украины, которое ЛНР удалось отбить при помощи ДНР. С тех пор в селе и оставалась только одна жительница. ( По данным переписи 2001 года население села насчитывало 153 человека).
Желобок существовал с 1867 года. Первоначально он был хутором, а в 1957 году преобразован в село. Так в Луганской области на один населенный пункт стало меньше…
Все и всех забудем?