Илиодор Фелькнер – питомец горного гнезда

Настало время, когда в нашу историю возвращаются незаслуженно забытые имена. Прагматичный и жестокий ХХ век не задержал в памяти тех, кто подготовил почву для его культурного и технического расцвета. Революции и войны отнимали слишком много сил, а скорость, с какой он пытался увлечь нас к светлому будущему, не давала возможности остановиться и оглянуться назад. В эйфории великих свершений нам всем было не до них – романтиков ХIХ века, пытавшихся в меру сил и знаний «обустроить Россию». Далеко не последнее место в плеяде инженеров того времени занимал Илиодор Федорович Фелькнер, широко эрудированный специалист, диапазон практической деятельности которого был чрезвычайно разнообразен. Весь свой опыт и знания он отдал развитию юга России.

«Столетнее горное гнездо» – так в конце ХIХ века назвал Луганск один из видных деятелей промышленности. Действительно, за сто лет с момента появления первого в Украине завода были заложены основы горного дела, металлургии и машиностроения, давшие начало развитию промышленности всей страны.

Начав свою трудовую деятельность на этом заводе, Фелькнер на основе своего опыта уже через два года написал первое в России пособие по машиностроению, которое за сорок лет выдержало 4 издания, причем каждое перерабатывалось с учетом новейших технических достижений. Будучи механиком Луганского завода, он стал автором проекта первого сталеприготовительного и прокатного цехов и руководил строительством одного из первых металлургических заводов в Украине. Руководил геологическими партиями, делавшими съемку Донецкого каменноугольного кряжа. Прекрасно проявил себя как общественно-политический деятель и на этой почве показал недюжинный писательский талант. Достаточно перечислить некоторые его книги, чтобы убедиться в широте интересов и глубине рассмотрения затрагиваемых вопросов. Это уже упомянутый «Спутник механика-строителя», который стал настольной книгой русских инженеров; «Станки и орудия для обработки металлов» и «Об усовершенствованиях по горной механике», где впервые систематизируется заграничное оборудование; в книге «Каменный уголь и железо в России» рассматриваются проблемы зарождающихся угольной и металлургической отраслей юга страны, дается исторический очерк о Донецком крае.

Не остался Фелькнер в стороне и от реформы 1861 года, откликнувшись на нее книгой «Вопросы русского землевладения», в которой затронул актуальнейший на то время вопрос о том, кому должна принадлежать земля; являясь действительным членом Русского астрономического общества, пишет «Астрономию для любознательных людей», выступает как популяризатор одной из любимых своих наук о небесных телах.

Надо заметить, что, обладая великолепным писательским даром, Илиодор Фелькнер даже научные книги пишет простым и ясным языком. При этом затронутые проблемы излагаются не поверхностно, а достаточно глубоко, что дает основание причислить его к первым популяризаторам, пытающимся приобщить к науке далеких от нее людей.

В семье Фелькнеров горная служба была делом наследственным — отец, дядя и братья окончили Горный институт. Когда в 1829 году родился Илиодор, его отец занимал должность берг-мейстера Березовских золотых приисков, в 30-е – 40-е годы работал управляющим и горным начальником различных заводов на Урале. Конечно, будущий инженер идет по его стопам и в 1849 году блестяще, первым в списке, оканчивает Горный институт. В звании поручика он прибывает на Луганский завод, где с 1847 горным начальником был его отец, который, зная об увлечении сына строительством машин, дает тому возможность заниматься любимым делом. Уже в 1850 году Илиодор Фелькнер назначается механиком завода и в следующем году 22-летний инженер заканчивает книгу «Спутник механика-строителя», в которой обобщает опыт изготовления различных машин.

На основе законов физики, математических расчетов и данных по сопротивлению материалов он приводит примеры конструирования различных деталей и узлов. Сегодня этот процесс осилит любой студент-второкурсник, но в то время это был качественный скачок в деле изготовления механизмов, которые ранее создавались на основе опыта и интуиции. Образно говоря, этот прорыв в будущее имел такое же значение для механики, какое для литературы имело языковое новаторство Пушкина. «Спутник» был первым в России оригинальным справочником по изготовлению машин, весь его тираж был раскуплен за полтора года, но автор работал над совершенствованием книги практически до конца жизни.

Молодой механик постоянно применял свои знания и на практике. В январе 1852 года вода в канале, приводящая в движение водяное колесо дутьевой машины, замерзла, и основной цех – литейный, остановился. Всего за несколько дней по чертежам и под руководством Фелькнера вместо колеса была смонтирована паровая машина. Вскоре и весь завод перешел на использование пара, и Илиодор Федорович проектирует и устанавливает двадцатисильную машину, чертежи которой сохранились до сих пор.

В конце 1852 года круг его обязанностей значительно расширяется: Фелькнер назначается управляющим чертежной, хранителем музея и библиотеки но при этом остается механиком завода. В том же году он подключается к геологическим исследованиям, его находка угля за Лисичанском подтвердила гипотезу северного продолжения Донбасса. А в 1854 и1855 годах уже штабс-капитан Фелькнер возглавлял экспедицию по разведке свинцовых руд в районе нагольного кряжа и первый правильно показал расположение горных пород. Впервые в практике геологических исследований он применил горный компас и теодолит, что позволило составить инструментальную пластовую карту, и этот метод сразу же подхватили другие геологи. А с 1865 по 1871 годы подполковник Илиодор Фелькнер занимает должность начальника Луганского горного округа.

Крымская война, показавшая слабость российских правящих кругов, экономическую отсталость страны и вместе с тем огромный патриотизм народа, пробудила у Фелькнера интерес к общественной и политической жизни, который во многом определил характер и направление его дальнейшей деятельности. Он приходит к выводу, что одной из причин отсталости России является социальная среда и общественные отношения, сдерживающие ее экономическое развитие. Инженер справедливо отмечал, что причины «медленного учреждения в Донецком кряже угольно-железного дела становятся ясными при рассмотрении его с точки зрения общественного быта или с точки зрения социально-гражданской среды». Он становится активным участником создания металлургии юга страны.

В 1857 году штабс-капитан Фелькнер несколько месяцев проводит в Германии, Австрии и Бельгии, знакомясь с работой машиностроительных и металлургических заводов. Впоследствии его статьи с подробным описанием оборудования и организации производства, применяемого в Европе, техническая интеллигенция читала в «Горном журнале».

Когда в 1867 году правительство России принимает решение о строительстве Лисичанского чугуноплавильного завода, руководителем работ назначается начальник Луганского завода И.Ф. Фелькнер. Его глубокие теоретические знания и практический опыт в создании машин помогли в течение двух лет спроектировать, изготовить и смонтировать мощную паровую воздуходувную машину, пять паровых котлов, три паровых насоса и водоотливную машину. Несмотря на то, что завод был построен в крайне неудобном для снабжения сырьем месте, все же благодаря высокому мастерству инженеров и доменных мастеров на нем три года выпускали качественный чугун из таких материалов, на которых современные металлурги вообще не решились бы вести плавку. И опять, анализируя причины такого положения, Фелькнер отмечает, что технические вопросы развития металлургии уже решены: разведаны месторождения угля и руды, освоена технология получения чугуна. Но опять возникает знакомая картина, пожалуй, сохранившаяся до сих пор: «На Лисичанском заводе работы шли с беспрестанными перерывами, то по случаю недостатка денег, то по случаю неразрешения какого-нибудь технического или хозяйственного вопроса в Санкт-Петербурге.

Вообще, эта казенная плавка, обставленная формальностями и бюрократическими требованиями, несообразными с промышленным духом предприятия, представляла из себя весьма печальную картину.

Жаль было смотреть на тружеников, которые изощрялись в письменных объяснениях, и надобно удивляться, как при столь неблагоприятных обстоятельствах…им все-таки удалось достигнуть порядочных результатов».

Даже в таком чисто техническом издании, как «Горный журнал», Фелькнер находит возможность подчеркнуть, что успеха можно достичь только тогда, когда делом будут заниматься при поддержке правительства специалисты-предприниматели: «Таких людей поддерживать высоким тарифом никогда не безнравственно…». Трудно с этим утверждением не согласиться и сегодня. И.Ф. Фелькнер несомненно был в числе самых прогрессивных деятелей науки и техники того времени, выступавших за создание условий, которые способствовали бы развитию отечественной промышленности. Но неудовлетворенность ее состоянием, сознание невозможности что-то изменить вследствие бездарной экономической политики правительства заставляют горного начальника Луганского завода Илиодора Фелькнера в 1871 году покинуть службу. Но он не отправился на покой, а начал с еще большей энергией заниматься общественной деятельностью, а также предпринимательством и сельским хозяйством.

Рассказывать о Фелькнере как о передовом инженере, активном общественном деятеле и талантливом публицисте можно долго. Но вот пример, демонстрирующий еще одну грань его таланта: «Под вечер на закате солнца, когда согретый южный воздух, видимо, струится над поверхностью земли… весь травяной мир приходил в неистовое движение и особого рода несмолкаемым жужжанием заявлял путнику, что степь живет в полном значении слова. На возвышенностях беспрестанно встречались целыми стадами наши степные страусы, весьма, впрочем, некрасивые, но вкусные дрофы, из-под ног лошадей и колес экипажей беспрестанно парами вырывались спешным полетом красные куропатки или стрепеты, а на равнинах, в особенности в вершинах лесистых балок, звонко кричали десятки коростелей и беспрестанно перекликались сотни перепелов». Илиодор Фелькнер дал нам не только возможность почувствовать богатство красок и животного мира донецкой степи того времени, но и оставил прекрасный образец ее литературного описания, не хуже того, какое можно позже обнаружить у классика русской словесности А.Чехова. А цитата эта взята не из литературного произведения, а из технической книги «Каменный уголь и железо в России». Мы можем оценить такое глубоко художественное восприятие и пожалеть о том, что Фелькнер мало времени посвящал литературе, иначе мы могли бы наслаждаться его мастерством, в котором он не уступал признанным мастерам ХIХ века.

За что бы ни брался талантливый инженер, он старался свои знания перевести в плоскость практического применения. Даже увлечение астрономией (а он построил собственную, первую в Донбассе обсерваторию) не было праздным. В книге «Астрономия для любознательных людей» Фелькнер не только рассказал о теориях мироздания, но и привел примеры практического применения этой науки в геологии и сельском хозяйстве.

В метрической книге Соборно-Николаевской церкви г.Луганска записано: «25 апреля умер, а 27 погребен действительный статский советник Илиодор Фелькнер, в возрасте 66 лет умерший от воспаления легких».

Прощаясь в этом очерке с человеком, которому во многом обязан своим развитием не только Донбасс, но и вся промышленность Украины, нельзя не привести слова, раскрывающие его философское мировоззрение: «Невольно приходит мысль, что живые организмы нашего мира суть недооконченные создания; они только первоначальный опыт или прелюдия к совершенству, которое явится в преображенной форме и при надлежащих условиях в другом мире. Без такого возмездия, по правде сказать, кратковременные проявления жизни не имеют смысла, так как интеллигенция и душа по принципу беспредельные и не материальные, принадлежат к незыблему царству законов природы, следовательно, умереть не могут…».

Вся жизнь и творческое наследие Илиодора Федоровича Фелькнера, которое он оставил в разнообразных отраслях знаний, является тому примером.

Сергей Зарвовский

 2006 год

На карте: Донецкий каменноугольный кряж